?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно из бывшего Кабинета Востока в ОИК была передана книга 1805 года, принадлежавшая П.В. Щапову. История создания этого труда прочно переплетена с биографией его автора - талантливого музыканта и неутомимого путешественника Герасима Степановича Лебедева. Рассказ о нём в усечённом виде уже мелькал на страницах ГПИБ в социальных сетях; сегодня мы полностью вывешиваем его в нашем ЖЖ. За предоставленные сведения и фотографии приносим сердечную благодарность Н.В. Мартыновой.

jmW-0iSD-Tw.jpg

Герасим Степанович Лебедев родился в 1749 году, в семье ярославского священника, не получил систематического образования, но увлекался чтением, особенно описанием дальних стран. Когда семья перебралась в Петербург, он попал на службу певчим и музыкантом придворной капеллы, так как не только пел, но и превосходно играл на виолончели. В 1775 году Лебедева причислили музыкантом к русскому посольству, в Неаполь. Граф А.К. Разумовский, возглавивший посольство, ценил Лебедева как виолончелиста. Посольство более чем на год задержалось в Вене из-за начавшейся войны между Турцией и Австрией. Этим обстоятельством воспользовался Герасим Лебедев для знакомства с венским музыкальным миром. Из Вены он продолжил путешествовать по Европе самостоятельно, заручившись рекомендательными письмами А.К. Разумовского и русского посла в Вене Д.М. Голицына. Лебедев успешно выступал в крупных европейских городах, и всюду его сопровождал успех. В 1782 г. он играл для графа и графини Северных (наследника русского престола Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, путешествующим в это время за границей). Он был им представлен и даже беседовал с ними. Позже он говорил, что рассказал наследнику русского престола о своём желании увидеть страны Востока и получил от него одобрение своим планам. Но следующей остановкой на его пути концертирования стала Англия. Английское общество было восхищено его игрой, концерты были расписаны на многие недели. О его игре с благосклонностью отзывался Й.Гайдн. Благодаря русскому послу в Лондоне, С.Р. Воронцову, Лебедев получил разрешение поехать в английскую колонию – Индию. Он очень хотел увидеть и изучить эту сказочную страну. 12 февраля 1785 парусный фрегат «Родней» принял русского музыканта на борт. В начале августа 1785 г. Лебедев высадился в Мадрасе.

Известность искусного виолончелиста предшествовала его появлению в английской колонии. Ему сразу был предложен контракт на два года. Как он писал: «получал пять тысяч рупий сикка каждый год верного доходу, и мог бы столько обогатиться, что без нужды бы мог прожить до смерти». Но, продолжая давать концерты, Лебедев принялся за изучение индийских языков, быта и культуры Индии. Ему хотелось выучить санскрит, но никто в Мадрасе не хотел учить чужеземца священному языку. В 1787 г. он перебрался в Калькутту, где прожил 10 лет. Калькутта была столицей британской Индии, но и здесь только через два года он смог найти учителя. Лебедев изучал хиндустани, бенгали и санскрит с Голокнатхом Дасом, одновременно знакомился с мифологией, литературой и искусством Индии.

Лебедев изучал индийскую музыку и первым стал исполнять на европейских музыкальных инструментах индийские мелодии. С помощью Голокнатха Даса он создал первый индийский театр европейского типа (1795-1796), где исполнялись две пьесы, переведённые им с английского на бенгальский язык. Это были комедии «Притворство» и «Любовь есть лучший доктор». Он приспособил свой перевод к индийским нравам и обычаям, к реалиям индийской жизни, а Голокнатх Дас пригласил индийских актеров и актрис. Лебедев был окрылён надеждами на развитие своего нового предприятия – театра. Но его друзья-англичане отнеслись к затее более, чем скептически. До этого три калькуттских театра, принадлежавших Ост-Индской кампании, ставили пьесы и оперы только на английском языке. Попытка создать профессиональный индийский театр на национальном языке вызвала недовольство владельцев английских театров. Герасим Лебедев получил официальное разрешение губернатора сэра Джона Шора на строительство и деятельность театра, но только потому, что все были уверены – затея обречена на неудачу. На собственные средства, заработанные концертами, Лебедев построил театр на 300 человек и стал не только организатором, но и директором, режиссером, постановщиком, композитором и декоратором театра. Первое же представление сопровождалось успехом. «Если бы театр мой был трижды больше, конечно бы был наполнен». Такой успех вызвал зависть конкурентов. Дело было представлено так, что в деятельности Лебедева усмотрели покушение на интересы Великобритании в Индии. Найти компрометирующие Лебедева свидетельства не удалось. Тогда к нему был подослан некто Джозеф Баттл – декоратор английского театра, который смог войти в доверие к Лебедеву и стать его компаньоном. Сначала Баттл испортил декорации, потом организовал поджог театра, а потом бежал, оставив Лебедеву, как компаньону, свои огромные долги. Лебедев был разорён и посажен в тюрьму. Таким образом, попытка создания индийского театра стала причиной его разорения и даже ареста. С трудом освободившись из тюрьмы, он решает вернуться в Европу. В декабре 1797 г. Лебедев покинул Индию. С собой он вёз только личные вещи, виолончель и небольшую коллекцию индийских рукописей. Путь обратно не обошёлся без приключений. Капитан корабля высадил его в Южной Африке, и только следующий корабль подобрал его и доставил в Англию. Лебедев надеялся на помощь Воронцова, но тот и сам был в это время в сложном положении.

Прибыв в Лондон, Лебедев издал в 1801 г. на собственные средства, заработанные виолончельными концертами, грамматику индийских диалектов - «A grammar of pure and mixed East Indian dialects». Вернувшись в Петербург уже после смерти Павла Первого, с которым он когда-то поделился мечтой об Индии, Герасим Степанович отправил его сыну и наследнику Александру прошение, в котором была указана необходимая сумма в 10 тысяч рублей для устройства типографии с «индийскими литерами» и просьба о присуждении звания профессора восточных языков с начислением жалованья.

29 января 1802 года вышел указ Александра I о присуждении звания и зачислении в Академию наук с жалованьем в 1800 рублей в год. Но президент Академии наук Николаи заявил, что Академия может это сделать только после процедуры оценки знаний Лебедева, а специалистов, способных сделать это, нет, к тому же звания профессора восточных языков в Академии вовсе не предусмотрено, да и жалованье непомерно высокое. В результате Лебедев был определён на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел с чином коллежского асессора на должность переводчика с европейских языков. На этой должности Герасим Степанович проработал весь остаток жизни, почти не выезжая из Петербурга.

Деньги для типографии всё же были выделены, и в 1804 г., в типографии, открытой им в собственном доме, Лебедев напечатал тексты бенгальских поэтов со своими переводами и книгу «Беспристрастное содержание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев», содержащую сведения о культуре Индии, её экономике, географии, кастах и проч. Книга стала первым оригинальным сочинением об Индии на русском языке. Первая часть посвящена индийской космогонии, мифологии и религии, вторая – астрономии и календарю, третья – содержит собственные наблюдения, поэтому наиболее интересна. Вскоре поступило предложение из Страсбурга о сотрудничестве, но Лебедев был вынужден отказаться, так как был очень загружен по службе. За последующие годы ничего напечатано не было, хотя Лебедев и продолжал работать над черновиками. Он объяснял это загруженностью по службе и плохим здоровьем.

13325645_1018066424936814_5217147389391613865_n.jpg

13321762_1018066628270127_7253864390251579806_n.jpg

cLQAAtjnN8o.jpg

Скончался Г.С. Лебедев в 1817 г. и был похоронен на кладбище Большой Охты. Плита с эпитафией (могила не сохранилась), описывающей его путешествия и изучение Индии, находится в Петербурге, в музее городской скульптуры.

Ряд рукописей (бенгальская грамматика, сочинение об индийской арифметике и др.) Лебедев не успел издать, и часть их утеряна. Привезённая из путешествия коллекция индийских рукописей, ставшая первой в России, попала в Азиатский музей и была описана в 1835 г. санскритологом П.Я. Петровым.

Основоположник русской индологии Г.С. Лебедев не составил школы, не оставил учеников, его работы описательны, почти не содержат элементов исследования и во многом кажутся сейчас наивными. Но это были первые шаги индологии в нашей стране. К тому же сразу был задан тон не превосходства, какой звучал у многих европейцев в отношении стран Востока, а уважения. Герасим Степанович Лебедев полагал свои труды необходимыми для «укрепления между народами дружелюбия» и «восстановления всеобщего и всемирного блага». Может быть, поэтому одна из современных улиц в Калькутте носит его имя.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Jun. 13th, 2016 07:02 am (UTC)
По следам ваших публикаций 5
Пользователь sola_menta сослался на вашу запись в своей записи «По следам ваших публикаций 5» в контексте: [...] Русский исследователь Индии Герасим Лебедев и его книга [...]
( 1 comment — Leave a comment )