?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На этот раз из десятков событий, описанных в августовской хронике 1917 года, мы выбрали для более подробного рассказа эпизоды, связанные с крупными пожарами, которые произошли в некоторых российских городах.

Следуя за хронологией, начнём с пожара казанского, возникшего 14 августа 1917 года на пороховых и артиллерийских складах. Пожар крупнейших хранилищ боеприпасов стал одним из звеньев в цепи российских несчастий той поры, когда в истощённой четырёхлетней войной стране надежд на то, что Временному правительству удастся удержать страну на хрупкой грани гражданского мира и гражданской войны, оставалось всё меньше.

пожар на пороховых складах казани.jpg
Пожар на пороховых складах Казани.

Первое донесение о случившемся было послано вечером 14 (27) августа в Главное артиллерийское управление России:
«Сегодня в 14 часов 30 минут от невыясненной пока причины возник пожар на станции «Пороховая». В зоне огня оказалось небольшое количество снарядов, которые взрывом разметало в разные стороны. Какая-то их часть попала на территорию артиллерийского склада, расположенного в нескольких верстах от завода и находящегося в подчинении Военного ведомства, вызвав взрыв большого числа боеприпасов, которые в снарядах и осколках обрушились на завод.
Он непрерывно подвергается сильной и продолжительной бомбардировке. Имеется массовое разрушение производственных зданий и жилых домов. Около 14 часов 30 минут произошёл первый взрыв пороха. Начальник завода генерал-лейтенант В.В. Лукницкий скончался в госпитале от потери крови. Число жертв уточняется».


В более позднем (от 21 августа (3 сентября)) донесении сообщается следующее:
«Пожар, начавшийся 14 августа, затих только к вечеру 18 августа. Но взрывы отдельных снарядов продолжаются и теперь. Из имеющихся в готовности порохов и зарядов сгорело 46100 пудов, взорвалось 32499 пудов. Сгорели также все запасы нефти и мазута в количестве 180 тысяч пудов. Пострадало 542 здания, из которых 156 подверглись полному разрушению и 193 сильно повреждены. По предварительным данным, погибли 8 человек, 20 получили тяжелые ранения и 60 были легко ранены».

Обратим внимание, что эти донесения были отправлены в Главное артиллерийское управление; доклады, поступавшие в Министерство внутренних дел, существенно отличались. В Петроград уходили тревожные сообщения. 21 августа губкомиссар телеграфировал в Министерство внутренних дел, что, несмотря на ликвидацию пожара, «уцелевшие склады пироксилина плохо охраняются, вообще, меры охраны, предпринятые военными властями, недостаточны. Уборка снарядов не производится. Отдельные снаряды всё ещё разрываются. Число жертв не может быть выявлено за отсутствием энергичного обследования мест взрыва. В городе замечается брожение и полная распущенность войск, внушающая тревогу в население». Пожар пока не был ликвидирован: ещё 24 августа вызывались пожарные команды для тушения пожара у станции Пороховая и вдоль телеграфной линии от железнодорожного моста до Адмиралтейской слободы. Эти очаги создавали угрозу для людей, так как снаряды были разбросаны повсюду и от высокой температуры взрывались. 21 сентября в Петроград поступили окончательные данные о жертвах «казанской катастрофы». Всего пострадал 171 человек: «из них получили ранения 5 человек, найдено трупов 11, из коих убито 10 и обгорел 1». В «Списке лиц, пострадавших от пожара 14 августа 1917 года» указаны 172 жертвы казанской катастрофы, с именами и безымянные, из них 13 погибших. Среди пострадавших - не менее 30 детей в возрасте от одного года до 16 лет.

казань пожар 2.jpeg

Как следует из рапортов, катастрофа была практически неуправляемой. Всё, что могло сгореть – сгорело; всё, что могло взорваться – взорвалось. В губернии прошли слухи о гибели в казанском пожаре 500 человек, о разрушении кремля и башни Сююмбике, Пассажа, Кизического Введенского монастыря, Пороховой слободы, о том что «провалились» Казанский Богородицкий монастырь, Богоявленская колокольня на Большой Проломной (слухи эти распространяли в основном солдаты запасных полков, бежавшие из города первыми). 19 августа губернский комиссар Временного правительства В.А. Чернышев вынужден был разослать уездным комиссарам «успокоительные» телеграммы: «Есть жертвы. Пожар ликвидирован, [в] городе спокойно».

Но это было не совсем так. На улицах Казани валялись неразорвавшиеся снаряды. Ещё 15 августа приказом по войскам Казанского гарнизона населению было запрещено касаться их. Но чуть успокоившиеся обыватели, любопытные подростки подбирали смертоносные находки и уносили их домой, множа число жертв. 16 августа начальник гарнизона полковник Григорьев вновь издал грозный приказ, запрещавший населению собирать снаряды и предписывавший немедленно заявлять в милицию о страшных находках, которые собирали специальные отряды.

Существует ещё один любопытный документ, составленный по факту катастрофы государственной следственной комиссией и проливающий свет на причины трагедии:
«Комиссией установлено, что в тот день, 14 августа 1917 года, у железнодорожного полотна станции «Пороховая« были штабелированы два вагона с французскими фугасными снарядами. Рядом со штабелем ранее была выгружена селитра в мягкой таре. Часовой, охраняющий снаряды, закурил и по небрежности бросил окурок, отчего загорелись сухая трава, щепки, и огонь моментально перекинулся на селитру и штабель снарядов. Часовой, испугавшись взрывов, убежал.
Огонь пыталась тушить сторожиха Красильникова. Но так как снаряды были снабжены взрывателями, произошёл взрыв. Этим взрывом раскаленные осколки и неразорвавшиеся снаряды разбросало в разные стороны. Часть снарядов упала на территорию завода и одновременно на артсклад, вызвав новый, ещё больший взрыв. От прямого попадания снарядов взорвались два погребка с порохом. Большое количество пороха и зарядов сгорело. Из пробитых хранилищ вытекли в русло Казанки нефть и мазут, затем это горючее полностью сгорело.
Около здания электрочасти генерал-лейтенанту Лукницкому В.В. осколком снаряда оторвало руку. Сопровождающие его офицер и мастеровые доставили его на лодке через Казанку в крепостной госпиталь, где он и скончался от потери крови».


Версии случившегося были различные. Шла мировая война, и не последней была гипотеза о германской диверсии. В августе пожары и взрывы заводов и складов произошли и в других городах. 11 августа на Малой Охте в Петрограде сгорело четыре завода с большими запасами снарядов, 16 августа сгорел петроградский завод «Вестингауз», 18 августа загорелась Прохоровская мануфактура в Москве. На казанских складах, по оценке историков, сгорело до 12 тысяч пулеметов и около одного миллиона снарядов. Существовала и другая «диверсионная» версия. Советские историки утверждали, что «пожары и взрывы производились в провокационных целях контрреволюционными организациями, с тем, чтобы обвинить рабочий класс и большевистскую партию в «пособничестве Вильгельму» и оправдать жестокий террор против них».

Следующая история, связанная с августом 1917 года, посвящена американской фирме, которая провела два десятка лет на российском рынке и успела перед разорением отметить своё столетие.
Компания «Вестингауз», точнее – «Westinghouse Electric», чей завод в Петербурге тоже пострадал от поджога, начала свою деятельность в России в конце XIX века. Устав Акционерного общества Вестингауза был утверждён императором Николаем II 3 июля 1898 г.

«Westinghouse Electric» была основана в 1886 г. Джорждем Вестингаузом (1846–1914), изобретателем железнодорожного воздушного тормоза и предпринимателем-первопроходцем в электротехнической промышленности. Вернувшись с Гражданской войны, он начал работать в мастерских крупной железнодорожной компании и одновременно занялся изобретательством. Здесь он изобрёл приспособление для подъёма сошедших с рельсов вагонов. Вестингауз проявил себя не только как выдающийся изобретатель и предприниматель, но и как новатор. Он рано усмотрел большие перспективы внедрения электричества и вложил средства от доходов по продаже пневматических тормозов в производство электротехнической продукции. Он первым в США начал на своих предприятиях выпуск оборудования и монтаж ЛЭП переменного тока, купив патент на изобретения у Н.Теслы.

В 1886 г. компания Вестингауза весьма удачно приняла участие в пуске Ниагарской ГЭС.
Фирма активно участвовала в электрификации Соединенных Штатов Америки и производила генераторы, катушки и турбины на своём заводе в Питтсбурге. В 1899 году компания построила в Санкт-Петербурге завод по производству пневматических тормозов.

молебен перед закладкой литейно механического завода ао Вестингауза 25 мая 1899.jpg
Молебен перед закладкой литейно-механического завода Вестингауза 25 мая 1899 г.

В конце 1904 года Санкт-Петербургской городской думой был объявлен международный конкурс на право производства работ по прокладке в столице России первой линии электрического трамвая. «Вестингауз Электрик» получила подряд, опередив конкурентов-немцев из AEG и Siemens. Учитывая колоссальный объем работ, который предстояло выполнить фирме-подрядчику, американцами было принято решение приобрести электротехническое предприятие на месте, в России. Работы были осуществлены в срок и 16 (29) сентября 1907 г. петербургский электрический трамвай в торжественной обстановке отправился в свой первый рейс по маршруту «Главный штаб - 8-я линия В. О.».

В годы первой мировой войны «Вестингауз» получил российский правительственный заказ на производство 1 млн. 800 тыс. винтовок, но справиться с заказом не смог. Винтовки не были поставлены в срок. А та часть, которая поступила в русскую армию из США, значительно уступала в качестве оружию, произведенному на отечественных заводах. Стоит отметить, что у «Вестингауз электрик» на тот момент отсутствовал опыт оружейного производства. Электротехническое оборудование у них получалось значительно лучше.

оборудование завода вестингауз на Самарской ГЭС.jpeg
Оборудование завода "Вестингауз" на Самарской ГЭС.

Завод акционерного общества Вестингауза (механический завод, производивший воздушные тормоза), располагавшийся в Петрограде на улице Прилукской, 2, сгорел 16 (29) августа 1917 г. В данном случае версия о спланированном поджоге имела больше прав на существование, но события неслись своим чередом, и пожар остался просто ещё одним свидетельством неуправляемой ситуации.

Пожар завода Вестингауза_Петербургский листок_1902_№_252_14_сент_с_5.jpg
Пожар на заводе "Вестингауз".

В США же «Вестингауз Электрик» совместно с «Дженерал Электрик» практически сто лет контролировала рынок электротехнической продукции. Успешными были и разработки, связанные с атомной энергетикой.
Интересно отметить, что — под разными наименованиями – компания, основанная Джорджем Вестигаузом, просуществовала до конца ХХ века.

Такие истории встают за краткими страницами «Хроники». Мы продолжаем следить за историей 1917 года, день за днем – на нашем сайте, а в ЖЖ позволяем себе в некотором роде остановиться, оглядеться и обратить ваше внимание на сюжеты, которые часто остаются незамеченными.