?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В начале сентября мы традиционно представляем книжно-иллюстративную выставку, посвящённую Москве и приуроченную к Дню города. На этот раз для экспозиции были выбраны издания из коллекции Алексея Петровича Бахрушина. Мы уже обращались к личности и коллекции этого замечательного собирателя, а также рассказывали про редкое издание из готовящейся экспозиции. Этот пост посвящён самой выставке и ещё одной примечательной книге, и, кроме того, мы заглянем в интереснейшие бахрушинские папки.

бахрушин_афиша2 copy.jpg

В отличие от Алексея Петровича Бахрушина, который был известным «москвофилом», богатым фабрикантом и не скупился тратить деньги на книги, мы были ограничены размером витрин, поэтому при подборе литературы были вынуждены выбрать одну определённую тему и в своих поисках следовать именно ей. Мы решили представить вниманию читателей издания, посвящённые культурной жизни Москвы XIX - начала ХХ вв. «Культурная жизнь» рассматривается в самом широком смысле этого слова, поэтому наряду с разделами «музеи», «театры», «памятники» на выставке есть раздел «увеселения», в котором можно найти альбомы Ф. Шехтеля («Французский бал» и «Весна-красна»), книги о цирке, выступлениях силачей, о развлечениях московского купечества.

Раздел "Музеи"

DSCN7023.JPG

DSCN7024.JPG

DSCN7025.JPG

DSCN7028.JPG

DSCN7029.JPG

Раздел "Памятники"

DSCN7027.JPG

Раздел "Театры"

DSCN7033.JPG

Раздел "Выставки"

DSCN7040.JPG

DSCN7041.JPG

DSCN7042.JPG

DSCN7048.JPG

DSCN7049.JPG

DSCN7050.JPG

Раздел "Увеселения"

DSCN7045.JPG

DSCN7054.JPG

DSCN7056.JPG

Центральную витрину по праву занимают так называемые «бахрушинские папки». Это – огромная коллекция вырезок из периодических изданий. Скорее всего, подборку делал специально нанятый человек или агентство (подобная услуга была популярна при жизни А.П. Бахрушина). В фондах ГПИБ таких папок более 200. Они переплетены и пронумерованы сплошной нумерацией, внутри – группируются по темам. Темы вырезок – самые разнообразные: «Петр I и Петербург», «Биографии», «Пушкин», «Быт», «Крым и Кавказ», «Театр», «Архитектура»… Есть и папки со статьями о Москве. В них можно найти практически любую информацию: о московском водопроводе и московской окружной дороге, о зоопарке и Сандуновских банях, о церквах и монастырях, музеях, картинных галереях, триумфальных арках, о фабриках и торговых фирмах, о ценах на хлеб и мясо, о благотворительных обществах, концертах, спектаклях, необычных происшествиях...

DSCN7039.JPG

К сожалению, работа с этим богатейшим информационным материалом чрезвычайно трудна из-за того, что, при всей возможной дотошности в сборе информации, собиратели ни разу не озаботились выходными данными статей, и яркий московский калейдоскоп бахрушинских папок так до сих пор и остаётся калейдоскопом с весьма относительной систематизацией и без малейшей библиографической информации, что совершенно не отменяет нашего исследовательского интереса. Даже простой просмотр папок даёт прекрасную картину насыщенной и яркой московской жизни на грани веков.

A418.jpg

A419.jpg

A421.jpg

Ещё одно примечательное издание с выставки – программа коронационных торжеств императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Известно, что коронация последнего русского царя отличалась поразительной пышностью и превзошла размахом все предыдущие. Если мы обратимся к полиграфической (если можно так выразиться) стороне торжественных мероприятий, то нельзя не отметить, что пригласительные билеты, программы, листы меню иллюстрировали выдающиеся художники: Бенуа, Васнецов, Репин, Серов, Маковский. В «Коронационном Сборнике» – двухтомном специальном издании, посвящённом коронации и вышедшем в 1899 году, – второй том включает многочисленные дополнительные материалы, в том числе программы мероприятий, списки прибывших в Москву для участия в празднестве гостей и даже полное меню на все дни торжеств.
Одним из образцов полиграфического производства является «Программа торжественного представления в Императорском Большом театре...» с иллюстрациями Е.Самокиш-Судковской и А.Рябушкина.

DSC07119.JPG

A402.jpg

A403.jpg

Елена Самокиш-Судковская (1863-1924) – ученица Верещагина, успешный книжный и журнальный иллюстратор. За иллюстрации к «Коронационному сборнику» (в который входила и «Программа...») была удостоена Высочайшего Благоволения и медали на голубой ленте.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904) – выходец из семьи иконописцев, пейзажист, автор картин на бытовые и исторические темы, иллюстратор русских былин. Его участие в оформлении «Программы...» также было отмечено Благоволением и медалью.

Представление состояло из двух частей:
- акта оперы «Жизнь за царя» Глинки

A404.jpg

A406.jpg

A407.jpg

- и специально написанного и поставленного к коронации балета «Жемчужина» (музыка Л. Дриго, либретто и постановка М. Петипа).

A409.jpg

DSC07122a.jpg

Вот как вспоминает об этом В.Ф. Джунковский, в ту пору – адъютант Великого князя Сергея Александровича:

«17 мая с 1 часу дня и до 3 часов 30 мин. их величествам в Андреевском тронном зале приносили поздравления дамы. В 4 часа Императорские регалии были торжественно перенесены из Андреевского зала в Оружейную палату, а вечером в Большом театре состоялся парадный спектакль. Это был верх блеска и великолепия. Сени и главные лестницы фойе - сплошные стены зелени. Мирты, пальмы, латании, ряды цветущих растений украшали фойе. Буфет был убран серебром, драгоценным фарфором, золочёной стильной бронзой. За маленьким фойе царские комнаты с гобеленами. Зрительная зала была поразительна, шесть золочёных ярусов, каждый обведён огнями переливающихся хрустальных люстр. Бенуар, первые два яруса полны были блеска красивых туалетов. В первом ярусе сбоку сидели: бухарский эмир и хивинский хан, корейское посольство, в третьем - военные, в четвёртом виднелись золотые мундиры камергеров и камер-юнкеров и далее в пятом ярусе - статские генералы, председатели ведомств и в самом верху, в парадизе, волостные старшины, среди них и типичные фигуры представителей Азии в оригинальных костюмах и халатах. Партер: в первом ряду члены Государственного совета - между ними шесть андреевских кавалеров, следующие все одни александровские ленты; в шестом ряду красной нитью выделялись сенаторские мундиры. В местах за креслами сидели генерал-лейтенанты. Занавес изображал вид на Москву с Воробьёвых гор. Боковые царские ложи заняли великие князья, великие княгини. Государь и государыня Александра Федоровна вошли в среднюю ложу. Раздалось потрясающее "ура" всей публики. Оркестр заиграл гимн. Первой пьесой шёл акт из "Жизни за царя" и финал - превосходная картина начала шествия царя Михаила Фёдоровича. На сцене толпы народа. Звон переливающихся колоколов сопровождал знаменитое "Славься". Второй пьесой был новый балет Петипа, музыка Дриго "Волшебная жемчужина". Красивые группы и па, приятная музыка, эффектный апофеоз.
Спектакль кончился ровно в 11 часов. Едва их величества, после апофеоза, встали с мест, как в зале раздалось громкое "ура". Их величества, милостиво кланяясь, вышли из ложи. В зале раздались воодушевленные крики: "Гимн! Гимн!" Взвился занавес, музыканты оркестра снова обернулись лицом к царской ложе, и зала театра огласилась звуками "Боже, царя храни". Государь с государыней вошли опять в ложу и снова приветливо кланялись блестящему собранию, явившемуся со всех концов Русской земли. "Ура" огласило театр и, вихрем вырвавшись оттуда, было подхвачено десятками тысяч народа на улицах и бурей понеслось до самого дворца. По выходе из театра взорам представилась великолепная иллюминация всех окружавших театр зданий; великолепным заревом разнообразного бенгальского огня обливалась вся площадь...»


Но в «Программе торжественного представления...» можно найти намёк на одну интригующую историю.
Если обратить внимание на либретто балета:

A410.jpg

A411.jpg

A412.jpg

A413.jpg

A414.jpg

а потом - на список исполнителей:

A415.jpg

то обнаружится следующее: Матильда Феликсовна Кшесинская (о которой столько сказано в последнее время) значится исполнительницей партии Жёлтой Жемчужины. Собственно, эту партию она на торжественном представлении и исполнила. Но в либретто Жёлтой Жемчужине не отводится никакой роли; в чём же дело?

А дело в том, что Матильда Кшесинская не должна была участвовать в этом представлении.
В «Воспоминаниях», опубликованных на французском языке в Париже в 1960 г. и переведённых в России в 1992 г., Кшесинская рассказывает об этой ситуации так:

«Приближались коронационные торжества, назначенные на май 1896 года. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры».
Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймёт, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве.
Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы.
Я увидела, что после своей женитьбы и двух лет разлуки Ники исполнил мое желание и защитил меня, отдав соответствующее распоряжение. Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своём благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь. Это он мне доказывал самым трогательным и сердечным образом.
Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М.И. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «жёлтая жемчужина»: так как были уже белые, чёрные и розовые жемчужины».


Таким образом Матильда Кшесинская получила свою роль, блеснув на сцене Большого театра, и свидетельством её настойчивости, помимо воспоминаний, остаётся настоящий документ – «Программа торжественного представления...», которую вы можете увидеть на нашей выставке.

A416.jpg

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
silva2103
Sep. 3rd, 2017 08:36 pm (UTC)
Спасибо за прекрасный пост!
Интересная история с Желтой Жемчужиной, читала в мемуарах Кшесинской.
А тут документ)

Удивительно! Можно только догадываться, почему Матильде Кшесинской не дали танцевать в парадном спектакле.
Целая толпа балетных в списке «Танцовать будутъ». Это 1896 год, Кшесинская II уже имеет звание БАЛЕРИНА. Кшесинская I – её сестра Юлия, и та танцует в парадном спектакле.

Звание балерины имели всего пять-шесть артисток балета. А остальные звались по иерархии: кордебалет, корифейки, танцовщицы 2 разряда, танцовщицы 1 разряда, солистки…
В программе «Танцовать будутъ» вижу еще из балерин Ольгу Преображенскую (любимицу Петипа) и Веру Трефилову.
А Кшесинской нет. Конечно, она оскорбилась:

«…Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар.
Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла…»

gpib
Sep. 4th, 2017 06:11 pm (UTC)
Большое спасибо за Ваш развёрнутый комментарий! Мы-то, не будучи специалистами в балете, удивились в первую очередь тому, что роль у Кшесинской есть, но в сюжете она никак не участвует. А потом одна из сотрудниц в мемуарах Кшесинской вычитала эту историю. И всё сошлось:)
Ваш комментарий хорошо проясняет тот момент, что Кшесинская была оскорблена как профессионалка своего дела. Это ценно, учитывая тот скандальный ореол, который создался вокруг её фигуры.
( 2 comments — Leave a comment )