?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вторая лекция О.Е. Прохоровой посвящена открытому доступу. В сегодняшнем материале рассказывается об истории термина и развитии движения за открытый доступ, а также о наиболее крупных зарубежных репозиториях.

Термин "открытый доступ" (Open Access) в библиотечном деле традиционно связывается с возможностью для читателей свободно брать книги из фонда, но есть и другое значение этого термина — бесплатный доступ к научной информации в электронной онлайновой среде.
Идея предоставления бесплатного и оперативного доступа к научным публикациям и результатам исследований зародилась независимо в двух сообществах – научном и библиотечном.
Основные принципы открытого доступа были впервые сформулированы 14 февраля 2002 г. в Будапеште на собрании, проведённом Институтом «Открытое общество».
«Это право читателя - читать, выгружать, копировать, распространять, печатать, осуществлять поиск или проставлять гиперсвязи к полному тексту статей».
Систему открытого доступа (ОД) предложили не библиотекари, но они гораздо раньше, чем учёные, начали активную пропаганду и продвижение новой идеи. Учёные же стали реальными создателями технологии и системы ОД и первыми применили её для обмена информацией.
Причиной этого движения послужила возрастающая стоимость подписки на научные журналы и постоянное урезание бюджета научных библиотек на фоне возрастающего количества периодических научных изданий. В сложившейся ситуации даже крупные научные библиотеки не могли позволить себе подписку на все необходимые для исследований журналы. Учёные же, не всегда понимая причины сокращения числа выписываемых научных журналов, критиковали библиотеки за плохое обеспечение исследовательской работы университетов.
Первым организованным ответом на повышение издательских цен стало создание в 1998 г. Коалиции научного издания и ресурсов (Scholarly Publishing and Academic Resources Coalition – SPARC) и объединение библиотек в консорциумы для коллективной подписки.
Инициатором и создателем SPARC стала Ассоциация научных библиотек США. Довольно быстро к ней присоединились университетские и научные библиотеки Европы.
Главная цель SPARC – исправление дисбаланса в системе создания и использования научных публикаций, т. к. профессора университетов передавали коммерческим журналам результаты исследований, которые зачастую финансировались государством. Журналы, принимая статью, забирали не только её текст, но и авторское право в обмен на организацию рецензирования, редактирования, рекламы, а также престиж, который получал автор. Далее журналы предлагались научному сообществу через библиотеки по невероятно высокой цене.
Сначала библиотеки попробовали привлечь внимание к проблеме цен университетских ученых. Формы привлечения внимания к проблеме цен были самыми разными, например, к журналам, годовая стоимость которых превышала 1000 долларов США, приклеивалась красная этикетка. Работа с профессорско-преподавательским составом оправдала себя: библиотекари обнаружили, что зачастую профессора не были осведомлены ни о ценах, ни о непосильном финансовом давлении на библиотеки.
Затем SPARC начала планомерную работу по обучению исследователей подписанию издательских договоров с научными журналами с целью сохранения за собой либо авторского права, либо права размещать копии статей на персональных сайтах в Интернете.
Наконец, SPARC начала создавать альтернативные научные журналы и оказывать содействие журналам научных обществ, чтобы разбить монополию коммерческих издательств. Так, например, появилась база данных научных статей BioOne. Вступая в SPARC, научные библиотеки получали особенно низкие цены за подписку на альтернативные журналы. В какой-то момент действия SPARC дали необходимые результаты. Издатели несколько снизили цены, а также стали предлагать некоторые варианты открытого доступа к своим базам данных.
Сегодня почти ни одна из зарубежных библиотек не покупает электронные материалы, не вступив в соответствующий консорциум или несколько консорциумов. Это позволяет максимально охватить круг необходимых журналов по более или менее приемлемым ценам.
Консорциумы – это не только коллективные подписчики. Многие из них ведут образовательные программы, семинары и симпозиумы по вопросам экономики комплектования, авторскому праву, ОД, наличию альтернативных научных журналов и ресурсов; широко пропагандируют институциональные депозитарии. В России такую работу ведет Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН; создана в мае 2002 г.; штаб-квартира – в Санкт-Петербурге).
Для учёных открытый доступ явился формой общения и способом обмена результатами своих опытов и исследований. Этот способ намного опережал журналы, а также не ставил ученых в зависимость от подписки на них. Среди учёных новая форма обмена информацией и ведения исследований получила название E-Science (электронная наука). Особенно широко она использовалась в области STM. Изменились методы работы учёных, всё более необходимым стал быстрый доступ к новым данным, позволяющий не отстать от изменяющегося научного знания.
Так оформилась идея Открытого доступа. Уже в 1991 г. физик Пол Гинспарг (Paul Ginsparg) предложил создать в Лос-Аламосе бесплатные электронные архивы препринтов для физиков-ядерщиков, а затем в 1994 г. Стефан Харнад (Stevan Harnad) выступил с предложением, заключавшимся в призыве к «самоархивированию в Интернете» – размещению на сайтах собственных научных работ. Он подчеркнул, что открытость результатов исследований «принесет максимальную пользу новым идеям и более эффективно достигнет глаз и умов участников сети – учёных всего мира, занимающихся данной научной проблемой».
Предложение Харнада могло затеряться, подобно многим сообщениям, рассылаемым по сети. Однако оно вызвало отклики и онлайновую дискуссию в среде учёных, которую «отследили» библиотекари. Ассоциация научных библиотек США в 1995 г. опубликовала материалы этой полемики.
В 1999 г. состоялась встреча в Санта Фе, результатом которой стало зарождение Инициативы открытых архивов. После неё был принят ряд деклараций (Будапештская-2002 , Берлинская-2003 и др.), которые настоятельно рекомендовали университетам, научно-исследовательским институтам и библиотекам создавать при своих учреждениях открытые архивы, а учёным и авторам заниматься самоархивированием.
При самоархивировании авторы сохраняют своё авторское право или передают его на условиях специального лиценза Creative Commons, который позволяет другим потребителям использовать материал, но с обязательной ссылкой на автора (цитированием).
Самоархивирование осуществляется: а) самим автором, публикующим свое произведение на свободно доступном интернет-сервере; б) через онлайн-хранилище – репозитарий.

Архивы или репозитарии открытого доступа - это цифровые коллекции научных статей, которые пополняют сами авторы. Если речь идет о журнальных статьях, то их архивируют или перед публикацией (препринт), либо уже после публикации (постпринт). Такой способ архивирования называют «самоархивированием».
Условно различают тематические (предметные, в том числе и мультидисциплинарные) и институциональные (учрежденческие) репозитарии. Институциональные репозитарии открытого доступа – это архивы научных, исследовательских, образовательных организаций, в котором члены сообщества размещают свои опубликованные и подготовленные к печати статьи и другие материалы научно-исследовательской и национально-организованной деятельности. Например, аннотации, диссертации, учебные материалы, книги или разделы книг, студенческие работы, материалы конференций, патенты, аудио- и видео-файлы, веб-страницы, статистические материалы, научные отчеты, т. е. институциональные репозитарии собирают «свои» работы (труды сотрудников данного учреждения).
Институциональные репозитории частично связаны с понятием электронной библиотеки – сбора, хранения, классификации, каталогизации и обеспечения доступа к цифровому контенту, аналогичным функциям обычных библиотек.
Репозитарии открытого доступа осуществляют отбор документов публикаций в состоянии не отрецензированных и отрецензированных.
Созданные репозитарии регистрируются в одном из международных реестров репозитариев открытого доступа, например, Registry of Open Access Repositories — ROAR, созданный в 2004 г. в Саутгемптонском университете (Великобритания).
27 января 2006 г. был создан каталог открытых электронных архивов OpenDOAR для того, чтобы максимальное число конечных пользователей узнало об открытых архивах. OpenDOAR – продукт коллективного творчества университетов Лунда (Швеция) и Ноттингема (Великобритания).

OD1

По объемам наполнения эти регистры приблизительно одинаковы, т.к. организации обычно регистрируют свои репозитарии и в том, и другом. В то же время, в DOAR реализован ряд аналитических инструментов, отсутствующих в ROAR (они необходимы для построения обобщенных распределений в виде диаграмм и таблиц по различным характеристикам: страны, виды документов, типы репозиториев и т. д.)
Также учёные могут архивировать научные публикации на персональных сайтах.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
mansikka01
Mar. 4th, 2014 07:47 am (UTC)
Господи, ну для кого же ВЫ пишете?
"Причиной этого движения послужила возрастающая стоимость подписки на научные журналы и постоянное урезание бюджета научных библиотек на фоне возрастающего количества периодических научных изданий."

Кто это будет читать??
gpib
Mar. 4th, 2014 07:51 am (UTC)
Простите, Вы всё это хорошо знаете? Вам неинтересно? Возможно, будет интересно другим.
mansikka01
Mar. 4th, 2014 07:52 am (UTC)
Мне как раз очень интересно. Но написанное в таком стиле читать невозможно даже профессионалу. А уж обычным людям тем более. Поэтому я и спрашиваю - для кого?
gpib
Mar. 4th, 2014 07:57 am (UTC)
Ну, хорошо, что Вы уточнили свою претензию: по крайней мере, стало понятно, что она относится к стилю, а не к содержанию. Что касается стиля: статья написана автором лекций и передана нам, поэтому мы подвергли её лишь незначительной пунктуационной правке. Замечания Ваши мы автору передадим и тогда уже решим, что делать в этом случае :) А переделывать текст без согласия автора нам представляется некорректным.
ixtiandra
Aug. 23rd, 2014 08:14 pm (UTC)
В этом ошибка. Автор лекций обращается к людям, которые ВЫНУЖДЕНЫ его терпеть. Они посажены на студенческую скамью под угрозой смерти: или терпи унылые лекции, или пойди в армию и будь убитым в казарменной драке.

А здесь, в блоге, всё наоборот. Здесь лектор вынужден терпеть читателей. Здесь лектор должен приспособиться к читателям. Здесь лектор выступает перед теми, в ком он заинтересован; и потому он соперничает с другими блогами.

Формат блога в конечном счёте заставит вас или менять текст (стиль), или менять оформление. Обратите заодно внимание и на то, что лекция оформлена как цельный поток текста, не разбита по абзацам, не содержит выдержек или подзаголовков.

Всё это очень сильно ухудшает доступность текста -- доступность не в смысле азбучности, а в смысле эргономики.
gpib
Aug. 24th, 2014 06:32 am (UTC)
Спасибо за замечания. Можете не сомневаться, что мы их учтём. В то же время мы, как авторы блога, оставляем за собой право поступать так, как нам представляется верным. Ещё раз спасибо.
ixtiandra
Aug. 23rd, 2014 08:16 pm (UTC)
По содержанию тоже есть некоторая проблема.

О. Е. Прохорова слабо разбирается в свободном лицензировании. Это видно из того, что вместо термина "лицензия" она прибегает к выдуманному слову "лиценз".

Она упоминает "Creative Commons", хотя это вовсе не лицензия. Это общее название для доброго десятка лицензий, различных по условиям. И тут открывается хороший шанс подробнее рассказать об этих лицензиях: зачем они возникли и для чего они годятся.
ixtiandra
Aug. 23rd, 2014 08:18 pm (UTC)
Наконец, удивляет и выражение "забирали авторское право". В российском законодательстве авторское право нельзя забрать. Его можно передать в некоторой части, но, опять же, не целиком.

Например, российский закон не позволяет автору передать право на имя. Автор всегда сохраняет право называться автором своего текста и не может передать это право никому другому.
trapezion
Mar. 4th, 2014 08:25 am (UTC)
Поправьте, если ошибаюсь: примерно таким стилем, только ещё вдвое суше и наукообразнее, пишут в журнале "Библиография". Тем не менее, как ни странно, его кто-то читает =))
( 9 comments — Leave a comment )