?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В завершение нашей серии постов, посвящённых организации личной библиотеки, мы хотим поговорить о её внешнем оформлении. Благородный вид книжных шкафов, красота книжных переплётов, ровными рядами стоящих на полках, красочные экслибрисы и интересные владельческие надписи на книгах - всё это в совокупности делает домашнюю библиотеку уникальной и в то же время встраивает её в общую культурную традицию книжного собирательства, которая насчитывает в России уже несколько столетий. Перед тем, как приступить к этой интересной теме, мы хотели бы подчеркнуть, что, приводя цитаты из авторов прошлого века, мы ни в коей мере не навязываем их как истину в последней инстанции. Всё, чего мы хотим, - это напомнить нашим читателям о существовании определённой традиции книжного собирательства, присущей как людям царской России, так и гражданам Советского Союза. Начнём же мы с вопроса о книжных шкафах.

Библ001

Н.Анучин, автор брошюры «Как устроить свою домашнюю библиотеку», утверждает:

«Лучшим помещением для домашней библиотеки являются закрытые шкапы…»
«Самые лучшие и безопасные для хранения книг шкапы – железные...»
«Но железные шкапы плохо прививаются для общего употребления – хотя бы потому уже, что стоимость их слишком высока; все привыкли заводить деревянные шкапы. Самые прочные деревянные шкапы делаются из дуба или полированного ореха, более дешёвые – из сосны или ольхи».


Образцы старых библиотечных шкафов, бережно хранящихся в библиотеке наряду со старыми книгами, мы уже показывали прежде. Советское же время значительно снижает планку. В. Осипов предлагает своим читателям ещё более дешёвый вариант - смастерить книжный стеллаж самостоятельно - и даже приводит оптимальные размеры:

«Для домашних библиотек очень удобны книжные стеллажи. Приводим стандартные размеры библиотечного стеллажа: глубина 22 см, расстояние между полками 28 см, длина 100 см, высота шестиполочного стеллажа 202 см (с учетом толщины полок 2 см, высоты цоколя 15 см и высоты карниза 10 см)… Расстояние между полками делается на 6-8 см больше, чем высота книги, чтобы при снятии ее с полки не портился переплет».

Разумеется, последний совет безнадежно устарел: были бы деньги — а шкаф подобрать не проблема. Если библиотека достаточно велика и в перспективе будет разрастаться, то под неё лучше отвести отдельную комнату. Расстановка мебели также немаловажна.

«Книжные шкапы лучше всего ставить около стен, потому что стоящие по средине комнаты шкапы всегда хуже освещены, способствуют накоплению пыли и разведению разных насекомых». (Анучин)

Все авторы сходятся на том, что время от времени с полок необходимо стирать пыль, а помещение должно хорошо проветриваться. Оптимальная температура для хранения книг — (18±2)°С, относительная влажность - (55±5)%. Кстати: более подробные сведения о правилах сохранения библиотечных фондов можно получить в специально созданном для этого Виртуальном методическом кабинете, расположенном на сайте Исторички.
Имея красивые шкафы или удобные полки, хозяин библиотеки, несомненно, захочет расставить на них книги так, чтобы они смотрелись более выигрышно. Анучин советует:

«Раз составлен хороший систематический каталог, то удобнее всего размещать книги по формату, так как при такой расстановке требуется меньше места. Внизу, на высоких полках, ставят большие книги, выше – книги меньшего формата. Более употребляемые книги, как-то словари, учебники и пр., должны стоять отдельно и в таком месте, где их легко достать».

«Шкапы не должны быть очень высоки», так как в этом случае придётся запастись и стремянкой, да и вообще — доставать книги с верхних полок неудобно, а проводить влажную уборку более тяжело.
Другой способ украсить свою библиотеку требует новых затрат, зато в полной мере отражает любовь хозяина библиотеки к предмету собирательства. Мы говорим о переплётах. В Исторической библиотеке можно найти много примеров такого трепетного отношения владельцев к книгам. Хрестоматийный пример — библиотека Алексея Петровича Бахрушина: хозяин заказывал для своих книг специальные, богато украшенные переплёты, многие из которых являются уникальными образцами переплётного мастерства.

U6I0Zya1qf0

Н.Анучин в своей брошюре подробно рассматривает эту тему. Цитата столь интересна, что мы приведём её почти целиком:

«Самый лучший и красивый переплёт для роскошных изданий – из русской кожи или сафьяна, но такой переплет слишком дорог. Дешевле для таких изданий переплет из шагреневой кожи. Он также очень красив и прочен.
Весьма хорош английский коленкор небольшой ценности.
Отдавая книгу в переплёт, нужно написать самое краткое и простое заглавие для корешка, или отметить карандашом на обложке книги те слова из названия ея, которые должны быть вытиснуты на корешке. Обложку книги лучше оставить в неприкосновенности. В нижней части корешка можно велеть вытиснуть инициалы владельца книги.
<…>
Крышка переплёта должна быть светлее корешка; для черных корешков подходят зеленые, красные или синие крышки.
Остерегаться нужно следующих цветов: светло-синего, блестяще-фиолетового и в особенности ярко-зеленого».


Вытиснутые на корешке инициалы владельца — это так называемый суперэкслибрис. Слово это уже неоднократно всплывало в наших предыдущих публикациях, посвящённых известным библиофилам. Это довольно популярный в прошлом способ пометить книгу. Им пользовался даже М.Д. Хмыров, закончивший свои дни в ужасающей нищете. Более состоятельные библиофилы не ограничивались одними инициалами, внося в суперэкслибрис, например, элементы родового герба. Те же принципы соблюдались и в отношении экслибрисов-наклеек — бумажных листков с напечатанными на них рисунком и именем владельца. Примеры последних можно также найти в нашей серии постов о коллекционерах прошлого.

i10

Интерес к искусству экслибриса никогда не угасал окончательно. Их красочность и многообразие привлекали к ним внимание и рядовых читателей, и исследователей. Это обусловлено ещё и тем, что история экслибриса тесно связана с историей развития русской книжной графики. Сейчас этот интерес вспыхнул с новой силой. Например, в книжном магазине «Гиперион» на книги вместо ценников наклеиваются экслибрисы, нарисованные художниками-друзьями магазина. Примеры современных авторских экслибрисов собраны на странице «Гипериона» в ЖЖ.
Самый же простой способ оставить своё имя на книге — это печатный штемпель, который можно с лёгкостью заказать в мастерской.
Подытожим сказанное. Существует много надёжных и проверенных времнем способов сделать свою библиотеку красивой, оригинальной и удобной в использовании. Н.Анучин, словами которого мы хотим завершить наш рассказ, сформулировал это следующим образом:

«Библиотека» слово греческое, в сущности оно означает помещение для книг, книгохранилище, но обыкновенно под этим словом понимают и самое собрание книг. В более же точном смысле – библиотекою можно назвать такое собрание книг, которое приведено и содержится в известном порядке, и притом книг, предназначенных не для продажи, а для личного пользования владельца или более широких кругов».