?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему мы так любим свою работу и свою библиотеку? В том числе и потому, что, выполняя самое обыкновенное для библиотекаря задание (например, подбор литературы по определенной теме), всегда можно обнаружить в фондах родной Исторички какое-нибудь удивительное издание. Вот таким небольшим «открытием» мы и хотим сегодня поделиться с нашими читателями. Речь пойдёт о книге историка русского флота Феодосия Федоровича Веселаго (1817–1895) «Очерк истории морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за сто лет», выпущенной в Санкт-Петербурге в 1852 году. Несколько экземпляров этого издания хранятся в ГПИБ и могут послужить отличной иллюстрацией к нашим рассказам о коллекционерах-библиофилах и их коллекциях.
Итак, жили в Москве три коллекционера, три создателя больших и широко известных частных библиотек: Александр Дмитриевич Чертков (1789-1858), Павел Васильевич Щапов (1848-1888) и Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904). О Черткове и Щапове мы уже рассказывали в нашем ЖЖ, а с Бахрушиным непременно познакомим вас в будущем. Все трое посчитали необходимым иметь «Очерк истории морского кадетского корпуса…» в своих собраниях. Это – точно установленный факт, потому что два экземпляра «Очерка» имеют на титульных листах штемпели библиотек Черткова и Щапова, а экземпляр, принадлежавший Бахрушину, хранится в составе его коллекции (А.П. Бахрушин отмечал свои книги суперэкслибрисом на переплете, и при повторном переплете его суперэкслибрис мог быть утрачен). А вот дальше мы вступаем в область гипотез.

Trio01
Экземпляры "Очерка..." из Щаповской и Чертковской библиотек (слева направо) с характерными библиотечными штемпелями.

Trio01a
Слева направо: экземпляр Черткова, экземпляр Щапова.

В XIX веке книги и рисунки к ним часто продавались отдельно: к текстовому изданию прилагалась папка с иллюстрациями. Покупатель мог сэкономить деньги и иллюстрации не приобретать; мог купить полный комплект, оставить его в разрозненном виде или приплести рисунки в отведённые им места; если рисунки были черно-белыми – мог заказать их раскраску художнику, а мог… поступить, как Алексей Петрович Бахрушин.

Trio02
Верх, слева направо: экземпляры из Щаповской и Чертковской коллекций. Внизу - экземпляр из собрания Бахрушина. В таком же порядке экземпляры расположены на всех приведённых ниже фотографиях.

Trio04

Итак, три абсолютно одинаковых издания в трёх коллекциях превратились в три непохожие друг на друга книги. Вероятно, в прилагавшемся комплекте рисунков были представлены разные варианты с изображением формы, и Щапов выбрал иллюстрации по своему вкусу, а может быть, у него и не было возможности выбирать.

Trio03

Бахрушин же предпочёл сохранить все имеющиеся у него иллюстрации, отчего принадлежавшая ему книга приобрела такой необычный вид. Он просто приплёл к своей книге два варианта рисунков.

Trio05

Trio06

К сожалению, более подробная информация о книгах Веселаго в коллекциях А.Д.Черткова, П.В.Щапова и А.П. Бахрушина отсутствует. Есть только то, что мы представили вашему вниманию: три книги с разными рисунками и абсолютно одинаковыми выходными данными. Следует отметить, что в остальных экземплярах «Очерка…», имеющихся в ГПИБ, все иллюстрации – чёрно-белые.

Trio07

Может быть, эта история ещё ждет своего исследователя, а может быть – так и останется забавным курьёзом из истории коллекционирования и библиофильства XIX века. Нам же она показалась настолько любопытной и показательной, что мы не отказали себе в удовольствии поделиться ею с вами, наши уважаемые читатели.

Trio08

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lucas_v_leyden
Apr. 23rd, 2014 06:58 pm (UTC)
Очень интересно! С этим изданием, похоже, все было непросто с самого начала: Обольянинов указывает (№ 345) на то, что оглавление рисунков не совпадает с их действительным числом. В каталогах Шибанова эта книга встречается с разным числом и соотношением раскрашенных и черно-белых иллюстраций (соответственно, меняется цена). Я не вижу по репродукциям - часть литографии, а часть - не хромолитографии ли? Тогда все более-менее понятно - два варианта издания (подороже и подешевле), а у Бахрушина экземпляр с двойной сюитой.
gpib
Apr. 24th, 2014 03:31 pm (UTC)
Большое спасибо за ценные дополнения! Эти книги сейчас уже заняты, поэтому насчёт литографий и хромолитографий пока уточнить не можем. Но постараемся сделать это позже.
Да, и за выловленную опечатку тоже спасибо. Всё поправлено :)
( 2 comments — Leave a comment )