?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

3 февраля в холле 4 этажа Исторической библиотеки открылась выставка из серии «Сокровищница книги», посвящённая книжным редкостям из собрания А.Д. Черткова (1789-1858) - известного историка, археолога, нумизмата и библиофила первой половины XIX века. В стеклянной витрине поместилось порядка 60-ти изданий, предположительно попавших в библиотеку при жизни собирателя или перешедших к нему по наследству. Выставка состоит из четырёх основных разделов; ограниченная пространством одной витрины, она невелика по объёму, но, тем не менее, способна подарить внимательному зрителю несколько небольших, но важных открытий.
К их числу относится редкий вариант экслибриса, найденный сотрудниками СБО при подготовке выставки. Оттиснутые на бумаге слова «Чертковская библиотека» заметны только при хорошем свете или под определённым углом. Конгревный (т. е. тиснёный) экслибрис дополняют другие, лучше изученные варианты владельческих знаков А.Д. Черткова: круглый штемпель с надписью «Чертковская библиотека» и встречающийся реже, но также хорошо известный суперэкслибрис «Библиотека Черткова» на книжных корешках. Некоторые издания демонстрируют крошечную чернильную букву «ч», проставленную вручную на уголках титульных листов. Это первый владельческий знак, которым А.Д. Чертков помечал свои книги.

DSC02600c

DSC03111

DSC03113

DSC03108

В другом разделе выставки показано многообразие автографов, которыми пестрят чертковские книги. Здесь представлены автографы собирателя, сделанные в разные годы его жизни, и автографы близких членов его семьи – Дмитрия Черткова (отец), Ивана Черткова (младший брат), Григория Черткова (сын), Александра Голицына (зять). Показаны также дарственные надписи от лиц, вручавших книги хозяину библиотеки.

DSC03120

DSC03124

DSC03115

DSC03127

DSC03130

DSC03128

Третий раздел выставки важен для понимания принципов, согласно которым владелец формировал свою коллекцию. Книжные редкости из собрания А.Д. Черткова уникальны, они наглядно показывают, каким образом историк первой половины XIX века работал с книгами и источниками. Внимательно прочитывая каждое приобретённое издание, А.Д. Чертков оставлял на форзацах и чистых листах книг то сжатые, то развёрнутые записи. Комментарии его разнообразны: иногда это простое указание на стоимость книги, на время и место, где была сделана ценная покупка, но иногда учёный заходит дальше и мысленно встраивает книгу в ряд других аналогичных изданий, давая краткую оценку чужому исследованию. Непринуждённые карандашные заметки выдают хорошее знакомство А.Д. Черткова с большинством крупных исторических трудов его эпохи, однако могут вызвать недоумение у современного зрителя, не знакомого с нюансами историографии XIX века. «Дешифровка» научных заметок, оставленных на чертковских книгах, - это отдельная, большая тема, которая, возможно, ещё ждёт своего исследователя.

DSC02765

DSC02767

Другой распространённый вид пометок – это отсылки к разным разделам печатного каталога Чертковской библиотеки. Каталог «Всеобщая библиотека России» был выпущен А.Д. Чертковым в 1838 году, а позже был дополнен двумя прибавлениями. Пометы на книгах высвечивают непрерывную работу учёного над составом и разделами каталога. Часть из них вошла во «Второе прибавление» в виде аннотаций, что позволяет считать комментарии на книгах своеобразным черновиком собирателя. О качестве аннотаций свидетельствуют хвалебные отзывы современников. Так, академик П.А. Плетнёв, ректор Санкт-Петербургского университета, в письме к А.Д. Черткову писал: «Можно сделаться самым учёным и начитанным человеком даже по одним Вашим коротеньким заметкам на книги».

DSC02764

DSC02772

DSC03146

Последний раздел выставки представляет собой ряд изданий XVIII и первой половины XIX века, показывающих пестроту и разнообразие тем в частном Чертковском собрании. Тематическая широта, большое количество редких изданий и вместе с тем – наличие чётко очерченного ядра коллекции в сочетании с щедростью и открытостью её владельца – вот главные достоинства Чертковской библиотеки, сделавшие её важным культурным феноменом XIX века.