?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наши прогулки по книжной Москве продолжаются, хотя и движемся мы черепашьим шагом. Виной тому - насыщенность Никольской улицы объектами, имеющими отношение к книге. Но в сегодняшнем рассказе мы ненадолго покинем книготорговцев, чтобы поведать о старейшей из московских типографий - Синодальной.

IMG_20110103_203426.jpg

Первый Печатный двор в России был основан около 1553 года для того, чтобы проверить все писанные от руки церковные книги, в которые за годы прокралось много ошибок и искажений, и заменить их печатными.

В 1563 году Иван Грозный повелел создать Государев Печатный двор - первую русскую типографию, где Иван Федоров печатал свои книги (как говорят историки, именно здесь на свет появился знаменитый "Апостол" - первая печатная русская книга).

Первоначально все здания Печатного двора были деревянными и поэтому часто горели; так, во время пожара 1571 года, испепелившего всю Москву, Печатный двор выгорел полностью, после этого книгопечатание было возобновлено уже в царствование Федора Ивановича и продолжалось до 1612 года. При Михаиле Федоровиче книгопечатание было перенесено в Кремль, а на Никольской улице началось строительство нового здания для Печатного двора. Новое здание было каменным, двухэтажным, с подклетом и погребами, строили его Шарутин и Неверов, и было оно готической архитектуры, смешанной с итальянским и арабским стилями. Книгопечатная деятельность продолжилась, и Василием Бурцовым 20 августа 1634 года была выпущена «Азбука» - первая русская иллюстрированная книга-азбука.

К концу XVII века в типографии работало свыше 160 человек. За один только XVII век здесь было отпечатано свыше 500 книг общим тиражом свыше 600 тысяч экземпляров, в том числе «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и ещё множество учебников.

ст1.jpg

В 1721 году печатный двор вместе с другими типографиями был передан Синоду, а в 1727 году к Московскому печатному двору были присоединены все петербургские типографии, кроме типографии при Сенате, которая должна была печатать указы правительства, и типографии Академии наук. Сделано это было для того, чтобы церковные книги печатались в одном месте. В 1756 году первый печатный двор, переименованный в Синодальную типографию, помог организовать книгопечатание при первом в России университете, отдав для этого часть своих станов, гравировальных досок и откомандировав некоторых мастеров.

Типография постоянно расширялась и перестраивалась. Процесс перестройки начался в конце XVIII века и продлился всю первую половину XIX в. Перестройка зданий велась с учётом архитектуры старых построек.

В Синодальной типографии работали крепостные, или, как их ещё называли, типографские рабочие. Руководили работами типографская контора, директор, товарищ директора, фактор. На гербе типографии были изображены лев и единорог.

В 1812 году, после того, как французы были изгнаны из Москвы, товарищ директора типографии П.Д. Левашев сообщил в типографскую контору, что нашёл «типографию в том же виде, в каком её оставил, кроме того, что во время подорвания части Арсенала и Кремлёвских стен во всём доме в рамах стекла полопались, а в некоторых окнах разбиты и самые рамы, и печи дали трещины».
Настоящий ущерб был подсчитан позже. Было расхищено, изодрано и измарано книг более чем на 8 тысяч рублей, истоптано лошадьми более чем на 3,5 тысячи рублей, расхищено материалов, изрезано, перебито, сожжено на сумму около 18 тысяч рублей.

Типографию вновь открыли 4 ноября 1812 года, но к книгопечатанию она смогла приступить лишь через полгода, в апреле 1813-го. Помещения типографии оставались переполненными рабочими и их семьями. В 1814 году здание пришлось разобрать и выстроить заново. Руководил строительством, по возможности передающим дух старой постройки, директор Чертёжной Дворцовой московской конторы И.П. Мироновский. Интересна символика здания - единорог и лев, два зверя, которые были символом старого Печатного двора. В некоторых источниках утверждается, что эта символика имеет самое прямое отношение к Ивану Грозному и его печатям. Лев - символ власти, единорог - библейский символ христианства, вместе они олицетворяли собой могущество единодержавной власти.

cт3.jpg

В 1872–1875 годах старые палаты вдоль стены Китай-города были восстановлены архитектором Н.А. Артлебеном с некоторыми переделками.

В 1817 году типография уже работала в нормальном режиме, а количество печатных станов увеличилось с 20-ти (довоенное количество) до 32-х. П.Д. Левашев был назначен директором в 1812 году и оставался им до самой смерти в 1835 году. В это же время фактором, то есть смотрителем за всеми типографскими работами, был известный и опытный типограф и издатель А.И. Семен.
Типография, идя в ногу со временем, приобретала скоропечатные машины. В 1844 году их было 2, в 1857 году – 4.

Синодальная типография была одной из самых больших в России, она практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую и богослужебную литературу. В ней печатались книги на старославянском, русском, французском, немецком, греческом, латинском, еврейском, грузинском языках.

Значительная часть издаваемой литературы была учебная: буквари, азбуки, учебные псалтири, грамматики, хрестоматии греческого и латинского языков. Публиковались исторические памятники: сочинения Иоанна Златоуста, Василия Великого, русские летописи. Например, были изданы «Летописец Новгородский, начиная с 1017 г.» (1819 г.), «Русский временник» (1820 г.). Князь М. А. Оболенский издал «Супрасльскую рукопись, содержащую Новгородские и киевские сокровенные летописи» (1836 г.)

ст4.jpg

И всё-таки основными изданиями были псалтири, евангелия, жития святых, молитвы, месяцесловы, служебники, часословы, каноники, требницы, святцы и т. д. Вот некоторые образцы названий: «Литургия нотного придворного простого пения», «Чин о приёме иноверцев», «Октоих», «Алфавит духовный». Книги печатались церковной и гражданской печатью, украшались киноварью. Одна и та же книга могла выйти и в полном виде, и в сокращенном, и богато украшенной, и вообще без украшений.

ст2.jpg
Литография Бенуа, 1840 год.

Издавались и собрания сочинений святых отцов. Например, труды епископа Воронежского Тихона были изданы в 15 томах. Печатались «Слова» - речи, произносимые при погребении, торжественном открытии храмов, учебных заведений, во время торжественных собраний. Значительное место занимала литература по истории церкви, христианского учения. Ряд изданий можно отнести к историко-краеведческим исследованиям, например, исторические описания храмов.

Потребность в изданиях Синодальной типографии в первой половине XIX века оставалась высокой в первую очередь среди средних и низших слоев населения. Именно по книгам, изданным в Синодальной, учились дети в церковно-приходских школах, духовных академиях, семинариях. Церковная литература также пользовалась спросом у купечества.

В Синодальной типографии практически не печаталось сторонних изданий, поэтому особо стоит выделить издания медицинских книг на грузинском (!) языке. В общую цензуру в 1826 году от лекаря Клапитонова поступили три рукописи на грузинском языке: «О предохранении от прилипчивых болезней», «О том, как помогать утопшим» и «О том, как помогать от укушения и уязвления бешеных и ядовитых животных». Верность перевода подтвердил архиепископ Досифей, «начальствующий над печатанием книг на грузинском языке при Московской Синодальной типографии».
В той же первой половине XIX века начинают печататься книги на языках народов, населявших Россию: «Грамматика мордовского языка» (1838), «Букварь» алеутского языка (1845), «Катехизис» на якутском (1844).

Деятельность Синодальной типографии получила новый импульс во второй половине XIX века (особенно с 1858 года, при её секретаре П.А. Бессонове, и с 1863 года - при управляющем Н.П. Гилярове-Платонове). Расцвет Синодальной типографии связан с деятельностью обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, разработавшего внутреннее устройство типографии и оказавшего ей серьёзную финансовую поддержку. В начале XX века в состав Синодальной типографии входили управление, 12 отделений типографии, книжные магазины, лавки, штат книгонош и типографических комиссионеров при 600 волостных правлениях России. В типографии работали 347 мастеров (в том числе 70 учеников). Здания Синодальной типографии с двух сторон были ограничены владениями Николо-Греческого монастыря и ресторана «Славянский базар». Словолитня, пуансонное и граверное отделения размещались в Спасской и Казанской палатах нижнего этажа надворного корпуса, примыкавшего к владениям монастыря. Там занимались отливкой древних славянских, гражданских и иностранных шрифтов. В подвале главного корпуса размещались стереотипное (занималось литьём прямых и круглых стереотипов) и штамповальное (штамповало металлические крестики, образки, оклады на Евангелие и Апостол) отделения. Наборное отделение (изготовляло до 12000 гранок и 3000 листов различной величины в год) занимало Николаевскую и Сретенскую палаты нижнего этажа. В Благовещенской, Воскресенской и Ивановской палатах (второй этаж главного здания, надворный корпус) находилось печатное отделение, которое выпускало в год по 30 тыс. печатных листов. Литографическое отделение (занимало Ивановскую и Воскресенскую палаты) выпускало многокрасочные издания, в том числе картины из Священной истории. Изготовлением рисунков к книгам и переводом их на камень для штамповки занималось художественное отделение (в Скорбященской палате), переплётными работами - переплётное отделение (в Введенской и Сергиевской палатах). Работы по выработке программы изданий были сосредоточены в Правильной палате Печатного двора, ведавшей редакционными работами. В 1903 году в Синодальной типографии были открыты брошюровочная палата, подземные склады книг и каменная одноэтажная палата во дворе для ротационной машины. В типографии было 150 различных машин. При типографии действовала книжная лавка для оптовой и розничной торговли: книгами Синодальной типографии торговали лавки в Кремле, на Сухаревском и Смоленском рынках, в Сокольниках, на Пресне.

cт5.jpg

После 1917 года Синодальная типография была ликвидирована. В 1918 году в её помещениях разместилась 7-я типография Гознака, с 1930 года - Историко-архивный институт (с 1991 г. - Российский государственный гуманитарный университет).

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
aldusku
Feb. 28th, 2016 08:51 pm (UTC)
Замечательная заметка. Спасибо. А я за выходные написал интересный материал Граф А.А. Аракчеев — библиофил
gpib
Feb. 29th, 2016 03:46 pm (UTC)
Спасибо, надо будет посмотреть.
sealena
Feb. 29th, 2016 04:10 am (UTC)
Очень интересно, спасибо за подробности.

Жаль только, что картинки по-прежнему малы, а абзацы (без красных строк) идут сплошняком :(
gpib
Feb. 29th, 2016 03:46 pm (UTC)
Это 11 часов ночи сказались:) Поправим!
sealena
Mar. 1st, 2016 05:18 am (UTC)
Спасибо!
livejournal
Sep. 17th, 2017 11:02 am (UTC)
Печатный двор перед субботником 16 сентября 2017. Часть 1.
Пользователь rtv_medveditsa сослался на вашу запись в своей записи «Печатный двор перед субботником 16 сентября 2017. Часть 1.» в контексте: [...] http://gpib.livejournal.com/95289.html [...]
livejournal
Sep. 17th, 2017 12:12 pm (UTC)
Печатный двор перед субботником 16 сентября 2017. Часть 2.
Пользователь rtv_medveditsa сослался на вашу запись в своей записи «Печатный двор перед субботником 16 сентября 2017. Часть 2.» в контексте: [...] http://gpib.livejournal.com/95289.html [...]
( 7 comments — Leave a comment )